Отрицатель святости направляет свои силы против богобоязненности, ибо страх Божий определил бы его отношение ко всему, что он продолжал бы считать святыней. Осуществляет ли священную власть Бог или человек в богочеловеке, считается ли, следовательно, что-нибудь святыней во имя человека (гуманность), – это нисколько не изменяет страха Божьего: ведь и человек почитается «верховным существом» в той же степени, как в специальной религиозной области Бог, как «верховное существо», требует от нас и страха, и почтения, и оба они внушают нам благоговение. Настоящая богобоязненность уже давно поколеблена, в общий обиход невольно вошел более или менее сознательный атеизм, который выражается внешним образом в широком развитии «бесцерковности». Но то, что отнимали у Бога, отдавали человеку, и власть гуманности возрастала по мере того, как умалялось влияние и значение благочестия. Человек как таковой и есть нынешний Бог, и прежняя богобоязненность теперь сменилась страхом человеческим. Но так как человек представляет собой лишь другое верховное существо, то, в сущности, с Верховным Существом произошла лишь некоторая метаморфоза, и страх человеческий есть лишь видоизмененный страх Божий. Наши атеисты – благочестивы. Если в так называемую феодальную эпоху мы все получали в ленное владение от Бога, то в либеральный период устанавливается такая же ленная зависимость от «человека»: прежде Бог был господином, теперь этим господином стал человек. Бог был посредником – теперь посредником стал человек, Бог был духом – теперь духом стал человек.
Другие цитаты
Бхартрихари:
Знание – высшая красота в человеке. Знание – клад тайный. Знание радость дарует и славу. НАльберт Эйнштейн:
Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жЯрмарка тщеславия:
Ярмарка Тщеславия! Ярмарка Тщеславия! Вот перед нами человек едва грамотный и нисколько неЕдинственный и его собственность:
Государства существуют лишь до тех пор, пока имеется господствующая воля, и эта господствуЕвгений Юрьевич Спицын:
Государство это репрессивный аппарат, аппарат насилия, и право в государстве &mdasЕдинственный и его собственность:
Если даже предположить тот случай, что каждый единичный человек в народе изъявил бы ту самДевушка-одуванчик:
Позавчера я увидела кролика, вчера оленя, а сегодня вас.Единственный и его собственность:
Если вы берете наслаждение, то оно – ваше право, если же вы будете лишь домогаться его, неМыслить как преступник:
Вы имеете право хранить молчание. Воспользуйтесь этим правом.