Но я различаю критику, служащую чему-нибудь, от собственной, или эгоистической. Если я критикую, имея предпосылкой какое-нибудь высшее существо, то моя критика служит ему и ведется ради него; если я одержим, например, верой в «свободное государство», то я критикую все относящееся к нему именно с этой точки зрения, – годится ли это такому государству, или я люблю это государство; если я критикую как верующий, то все распадается для меня на божественное и дьявольское, и вся природа представляется в моей критике в двух ликах, Бога и дьявола, люди же – как верующие и неверующие; если же я критикую, веря в человека как в «истинную сущность», то все распадается на человека и не-человека, и т. д. Критика была до сих пор делом любви: мы всегда производили ее из любви к какой-нибудь сущности. Всякая критика, служащая чему-нибудь, – продукт любви, одержимость, и она поступает поэтому, следуя Новому завету: «Все испытывайте, хорошего держитесь». «Хорошее» – вот пробный камень, критерий. Добро, возвращающееся под тысячью именами и видами, остается всегда предпосылкой, остается догматически твердым пунктом для этой критики, остается навязчивой идеей.
Другие цитаты
Мир, полный демонов. Наука — как свеча во тьме:
Искренне верующий человек не хуже критиков знает, какие глупости и гадости творятся от имеТепло наших тел:
... несмотря на усилия всех ученых, историков и поэтов, есть вещи, которых нам не дано знаЕдинственный и его собственность:
Все попытки осчастливить чернь, все братские лобзания, вызванные любовью, ни к чему не приЕдинственный и его собственность:
Тут должен выступить имеющий решающее значение эгоизм, своекорыстие, а не принцип любви, нЕдинственный и его собственность:
Распределяющее начальство даст мне то, что предписывает ему его чувство справедливости, люЕдинственный и его собственность:
«Я имею поместье в тысячу десятин». – «А я, твой батрак, отныне буду обрабатывать твою земЕдинственный и его собственность:
Я хочу ответить на вопрос Пилата: «Что есть истина?» Истина – свободная мысль, свободная и