Хитрость педагога заключается вовсе не в том, чтобы заштамповать в индивидууме умение действовать по заученной схеме, умение включать ее по заранее заданному «признаку» ее применимости, а в том, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, внутри которой он вынужден был бы действовать сам как «самость», как субъект. Ситуация должна быть остроконфликтной. То есть: такой, где заранее известные индивидууму «операции» и «признаки» их включения отказывают, и индивидуум должен сам найти способ решения трудности, открыть новый для себя (хотя и не новый для педагога) путь действия. Искусство педагога состоит в умении создать такую «трудную» ситуацию, внутри которой был бы объективно один-единственный выход, тот самый, который педагогу известен, но ребенку – неизвестен и должен быть найден им самостоятельно, как «новое», а не как «операция» по заданному признаку. При этом условии «операция» будет усвоена, но не путем дрессировки и заштамповывания, а путем самостоятельной акции индивидуума, через пробуждение его продуктивной активности.
Другие цитаты
Дремлющий демон Декстера:
Одного взгляда на цвет лица юного джентльмена достаточно, чтобы убедиться, что он употребиФауст:
Бессодержательную речь Всегда легко в слова облечь. Из голых слов, ярясь и споря, ВозводятКрупная рыба:
— Двенадцать лет работаю над этой поэмой. Я должен оправдать ожидания поклонников. — Но туКак я редактировал сельскохозяйственную газету:
Я четырнадцать лет работаю редактором и первый раз слышу, что человек должен что-то знатьАвтобиография:
Dulcius ex asperis, или «Жизнь слаще после испытаний» — девиз шотландского рода ФергюсоновАбулькасим Фирдоуси:
Иной умел строку огранивать красиво, Остротами другой блистал красноречиво, И хоть на этотШкола должна учить мыслить:
Могут сказать, что А не «абсолютные истины», свалившиеся с неба в головы гениев; жареногоСентябрьские розы:
Страдание это путь истины.Перелом:
Главная задача добраться до истины.Стефано Гуаццо:
Спор — решето истины.